ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ЭЛЕКТРОМЕТРИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ОСНОВЕ СТОХАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Авторы: Керимов А.К., Марченко М.Н., Модин И.Н.

Аннотация

Системы геофизического мониторинга применяются для контроля и диагностики состояния сооружений, прогнозирования
и раннего предупреждения опасных геологических процессов (карстово-суффозионных, оползневых, мерзлотных и пр.). Такие системы
размещаются на ответственных объектах для выполнения долговременных наблюдений. Задача наблюдений — выявление изменений
в изучаемом геоэлектрическом разрезе, связанных с развитием геологических процессов, которые могут переходить в опасные фазы своего
развития. К таким процессам можно отнести зарождение и эволюцию пустот, которые переходят в провальные явления, развитие зон
разуплотнения и нежелательной фильтрации подземных вод, растепление мерзлых грунтов и прочее. Малая интенсивность целевых
аномальных сигналов вынуждает разработчиков создавать системы электрометрического мониторинга с максимально высокой
чувствительностью. В результате получаемые данные обладают настолько высокой точностью, что значимыми становятся факторы, обычно
игнорируемые в разведочной геофизике. В частности, отмечается заметное влияние на результаты наблюдений метеорологических условий
(метеофакторов) — температуры и влажности воздуха, выпадения осадков, сезонных изменений погоды. В работе рассмотрено применение
статистического подхода при анализе и учете влияния метеорологических факторов на результаты долговременных электрометрических
наблюдений. Рассматривается модель сигнала, содержащая как полезный сигнал, так и помеху, обусловленную влиянием метеофактора
(изменения, прежде всего, температуры воздуха) на результаты измерений. Эффективность подхода демонстрируется на конкретных
измерениях. Аналогичная модель может быть составлена и для нескольких метеофакторов (температура, влажность, уровень осадков и пр.),
а также для иных источников помех. При этом схема оценки параметров и проверки адекватности исходных данных в принципе не меняется.
Разработанный алгоритм подавления помех протестирован на полевых данных. Продемонстрировано значительное уменьшение дисперсии
значений кажущихся сопротивлений после применения разработанной процедуры фильтрации. Разработанный подход позволяет создать
инструмент для значительного улучшения качества данных, получаемых при выполнении долговременных наблюдений.

0 0 vote
Article Rating
12345
Загрузка...
Комментарии
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Статьи из журнала

ОПЫТ ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ДЕФОРМАЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ НАСЫПЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ВАГОНОВ

Авторы: Афонин Д.А., Богомолова Н.Н., Брынь М.Я., Никитчин А.А.

Аннотация Одним из возможных вариантов повышения эффективности железнодорожных перевозок в транспортном коридоре, обеспечивающем грузопотоки до стран Азиатско-Тихоокеанского региона, является увеличение осевой нагрузки до 27 тс. Однако использование инновационных вагонов с повышенной грузоподъемностью ожидаемо ...

ПОСТРОЕНИЕ ПРОГНОЗНОЙ МОДЕЛИ ПОИСКОВЫМ МЕТОДОМ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПО ГЕОДЕЗИЧЕСКИМ ДАННЫМ

Авторы: Брынь М.Я., Шевченко Г.Г.

Аннотация При выполнении наблюдений за осадками зданий и сооружений часто встает вопрос их прогнозирования. Для выполнения подобного прогноза необходимо сначала определить вид уравнения тренда временного ряда, которое описывало бы единым законом все последовательности ...

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ЭЛЕКТРОМЕТРИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ОСНОВЕ СТОХАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Авторы: Керимов А.К., Марченко М.Н., Модин И.Н.

Аннотация Системы геофизического мониторинга применяются для контроля и диагностики состояния сооружений, прогнозирования и раннего предупреждения опасных геологических процессов (карстово-суффозионных, оползневых, мерзлотных и пр.). Такие системы размещаются на ответственных объектах для выполнения долговременных наблюдений. ...

ОСОБЕННОСТИ ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЕКТИРУЕМЫХ СТАНЦИЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ МАГИСТРАЛИ «МОСКВА–КАЗАНЬ»

Авторы: Филимонова Е.А., Ежова В.И., Морозов Д.О.

Аннотация Развитие транспортного сообщения нуждается в строительстве высокоскоростных магистралей (ВСМ). Приводится история развития ВСМ в мире, в СССР и Российской Федерации, анализируются результаты гидрогеологических исследований ВСМ «Москва–Казань» — первого этапа программы развития железнодорожного ...

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ГРУНТОВ В ПРАКТИКЕ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ

Авторы: Меньшикова Е.А., Караваева Т.И.

Аннотация Проведен анализ методов оценки загрязненности почв и подстилающих их грунтов, используемых в Российской Федерации и зарубежных странах. Оценка загрязненности этих составляющих окружающей среды при инженерно-экологических изысканиях на территориях различного функционального назначения в ...

ИССЛЕДОВАНИЕ МОДУЛЕЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕРЗЛОГО, ТАЛОГО И ОТТАИВАЮЩЕГО ЗОЛОШЛАКОВОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕКУЛЬТИВАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВОРКУТИНСКОЙ ТЭЦ-2

Авторы: АНДРЕЕВА Е.В.

Аннотация Исследован модуль деформации мерзлых, талых и оттаявших золошлаковых материалов (ЗШМ), а также рассчитаны осадки мерзлых золошлаков после оттаивания. Исследования проводились на примере золошлаков старого золошлакоотвала (СЗШО) Воркутинской ТЭЦ-2, расположенного в ...

Журнал «Инженерные изыскания»

Оформить подписку на журнал «Инженерные изыскания»

Журнал «Инженерная геология»

Оформить подписку на журнал «Инженерная геология»

Журнал «Геориск»

Оформить подписку на журнал «Геориск»

Журнал «Геотехника»

Оформить подписку на журнал «Геотехника»

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x