НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ЗОН ЗАТОПЛЕНИЯ И СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Автор: Наталья ВАРЕНЦОВА, ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

Проблемы затопления территорий в России существовали во все времена, однако лишь с XX в. они приобрели значительные масштабы по причине стихийной застройки речных пойм целыми населенными пунктами. Подобная градостроительная политика привела к ежегодным многомиллионным ущербу от стихии, в роли которой часто выступает обычное половодье или паводок.

 

В 2014 году по опыту развитых стран для снижения гидроэкологических рисков для населения, объектов капитального строительства и территорий, подверженных негативному и опасному воздействию вод принято постановление Правительства № 360. Оно определяет требования к территориям и порядок установления границ зон затопления и подтопления в пределах речных пойм. Производство работ базируется на требованиях водного, земельного, лесного и градостроительного законодательств. Однако строго закрепленных правил проведения подобного рода работ, а также типового технического задания для проектов до сих пор не разработано. Это приводит к хаотичности в выполнении работ и значительным проблемам при согласовании в органах Росгидромета. По этой причине и на основе 4-летнего опыта работы с проектами авторами статьи предпринята попытка освещения основных требований действующих нормативных актов и законов в области разработки проектов определения границ зон затопления в части выполнения работ по гидрометеорологии. Структурирование требований сводов правил и увязка их с базовыми определениями Водного и Градостроительного Кодексов ведет к пониманию алгоритмов выполнения работ и должно снять большинство вопросов и замечаний к проектам определения границ зон затопления, а также гарантирует надежное закрепление границ зон с особыми условиями использования территории в едином государственном реестре недвижимости для обеспечения безопасности населения и объектов экономики.

 

Наводнения – одно из опасных природных явлений, влекущее за собой разрушительные последствия. Площадь паводкоопасных территорий в мире составляет около 3 млн. км2, из них более 400 тыс. км2 приходится на территорию России [4, 9]. В древности люди предпочитали селиться на высоких берегах, но во второй половине XX – начале XXI века резкий рост численности населения привел к стихийной застройке речных пойм, как отдельными строениями, так и целыми населенными пунктами. Последнее способствовало резкому росту рисков и ущербов для населения и экономики.

 

Размещение строений в пределах пойм, водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в настоящее время является проблемой во всем мире. Несоблюдение водного законодательства, непрофессиональное или ошибочное определение границ зон затопления (далее – ОГЗЗ), выдача разрешений на строительство без проведения соответствующих инженерных изысканий зачастую приводит к возникновению значительного ущерба. Так, к настоящему моменту среднегодовая величина ущерба от наводнений в России оценивается по разным источникам от 10 до 40 млрд. руб. Большую часть его обеспечивают населенные пункты, затапливаемые 1 раз в 20 лет и чаще [1, 10, 11, 9].

 

Мировой опыт решения проблемы показывает, что формирование менталитета ответственного собственника у населения, снижение рисков и уменьшение нагрузки на бюджет страны может быть обеспечено лишь при разработке и выполнении комплекса мер защиты от наводнений. Так, в США с 1968 г. действует Национальная программа страхования от наводнений (NFIP – National Flood Insurance Program). Согласно ей, любая территориальная организация может принять к руководству нормативы и правила NFIP по использованию паводкоопасных территорий. Обязуясь соблюдать их, она получает право покупки страховых полисов от наводнений. В дальнейшем при возникновении явления они обеспечивают компенсации для населения.

 

В Европе на основе Водной рамочной директивы с 2007 г. действует Директива оценки и управления рисками наводнений (Directive 2007/60/EC on assessment and management of flood risks). Она также подразумевает страхование и разработку мер по управлению рисками в условиях меняющегося климата. При этом важный акцент делается на трансграничных водных объектах, для которых назначаются требования снижения не частной опасности для каждой страны, а комплексного снижения рисков и ущербов для всех заинтересованных стран.

 

Примеры США и Европы объединяет логика построения схем. Они включают в себя выделение потенциально опасных территорий, картирование и последующую разработку скоординированных мер по снижению рисков.

 

По опыту развитых стран в 2014 г. в России с целью минимизации последствий наводнений также была развернута программа по установлению зон затоплений и включению их границ в карты государственного реестра, основой которой стало Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 г. № 360. При детальном и внимательном рассмотрении оказывается, что отсутствие утвержденных документов, в виде типового технического задания и обобщающих методических указаний по разработке проектов ведет к серьезным нарушениям в расчетах и проблемам при дальнейшем их согласовании.

 

За последние годы в научной и научно-технической литературе опубликованы работы, содержащие в себе рекомендации по разработке проектов и отдельные ссылки на нормативные технические документы (НТД) в области инженерных изысканий, а также показывающие опыт установления границ зон затопления на конкретных территориях [3, 7, 8]. Однако до сих пор отсутствует детальный разбор требований российского законодательства по данной тематике. По этой причине основной целью работы являются предложения по пояснению требований современной НТД в области разработки проектов ОГЗЗ и выявление вопросов, требующих дополнительного регулирования.

 

Анализ основных положений постановления Правительства РФ № 360

 

Основой программы по снижению рисков от затоплений стало Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 г. № 360 (ред. от 17.05.2016 г.) «Об определении границ зон затопления, подтопления» (далее Постановление № 360) и соответствующие ему требования нормативных актов Российской Федерации. Постановление № 360 ссылается на часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в которой постулируется возможность изъятия земельных участков под строительство сооружений инженерной защиты от негативного воздействия вод в порядке, установленном земельным и гражданским законодательствами.

 

Постановлением № 360 утверждаются Правила определения границ зон затопления (далее – Правила ОГЗЗ), в том числе, перечень территорий, в отношении которых обязательно проведение подобного рода работ:

 

– территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности;

– территорий, прилегающих к устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчетной обеспеченности;

– территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности;

– территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища;

– территорий, прилегающих к зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемых при пропуске гидроузлами паводков расчетной обеспеченности.

 

Ответственность за реализацию проектов и представление документов для их внесения в государственный кадастр недвижимости и государственный водный реестр при этом возлагается на Федеральное агентство водных ресурсов, действующее на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Далее границы зон затопления в обязательном порядке должны отражаться в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (принят Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ). До внесения в реестры в соответствии с п. 6 Постановления № 360 проект требует согласования в Федеральных службах по недропользованию и по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

(Начало. Статью в полном объеме можно прочитать в журнале «Инженерные изыскания», №11-12, 2018.)

 

Авторы:

Наталья ВАРЕНЦОВА, ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

Дмитрий НИКИФОРОВ, ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Павел ГРАНИЧ, ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

Фото М.В. Варенцова



Цитата Автора

Мировой опыт решения проблемы показывает, что формирование менталитета ответственного собственника у населения, снижение рисков и уменьшение нагрузки на бюджет страны может быть обеспечено лишь при разработке и выполнении комплекса мер защиты от наводнений.

Комментарии
Subscribe
Notify of
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Мероприятия

April 2024
MTWTFSS
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30      
« Mar   May »
Журналы


Наши партнеры
April 2024
MTWTFSS
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30      
« Mar   May »
Журнал «Инженерные изыскания»

Оформить подписку на журнал «Инженерные изыскания»

Журнал «Инженерная геология»

Оформить подписку на журнал «Инженерная геология»

Журнал «ГеоРиск»

Оформить подписку на журнал «ГеоРиск»

Журнал «Геотехника»

Оформить подписку на журнал «Геотехника»

Геомаркетинг
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x