«Инженерные изыскания», 3/2014
«Инженерные изыскания», 3/2014
3/2014Содержание
ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ НА ОБЪЕКТАХ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА (по итогам первой практической конференции)
Лим А.А.
Причины отрицательных заключений государственной экспертизы результатов инженерных изысканий . . .4
В статье на примере опыта работ Управления государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры рассмотрены типичные ошибки в отчетах по инженерным изысканиям, представленных на государственную экспертизу, и основные причины отрицательных экспертных заключений.
Иванов А.А.
Обеспечение качества результатов инженерных изысканий (на примере мероприятий СРО НП «Инженер-Изыскатель») . . .8
В статье рассказывается о мероприятиях по обеспечению качества и достоверности результатов инженерных изысканий, проводимых в СРО НП «Инженер-Изыскатель» (объединении организаций, выполняющих инженерные изыскания в газовой и нефтяной отрасли).
Тараканов А.И.
Специфика инженерных изысканий для строительства газопромыслового комплекса на Камчатке . . .11
В статье рассматриваются особенности выполнения инженерных изысканий для строительства магистрального газопровода Соболево — Петропавловск-Камчатский и других объектов газопромыслового комплекса на Камчатке. Подчеркивается, что высокое качествовыполненных работ было обеспечено прежде всего правильно выбранным составом и высоким уровнем специалистов, относительно ритмичным финансированием и достаточно хорошим техническим оснащением.
Баборыкин М.Ю., Жидиляева Е.В.
Мониторинг оползней с использованием лазерного сканирования и геодезических наблюдений . . .16
Статья посвящена методам мониторинга протяженных линейных объектов (на примере магистрального газопровода «Южный поток» в пределах Северо-Западного Кавказа). Рассмотрены два из них — классические геодезические наблюдения с определением координат деформационных знаков и воздушное лазерное сканирование с определением координат облака точек. Проведено сравнение этих методов по точности и информативности.
Глазунов В.В., Бурлуцкий С.Б.
Оценка устойчивости оползневых склонов по трассе проектируемого газопровода «Южный поток» по данным томографических технологий инженерной геофизики . . .28
В статье рассмотрена оценка устойчивости оползневых склонов по трассе проектируемого газопровода «Южный поток» (Северо-Западный Кавказ) по данным томографических технологий инженерной геофизики. Комплексирование методов электро- и сейсмотомографии позволило выявить участки склонов, имеющие измененные электрические и сейсмические свойства, обусловленные изменениями влажности, пластичности и напряженного состояния грунтов, способствующими возникновению и активизации оползневых процессов. Авторы подчеркивают, что применение такого комплекса исследований позволяет всесторонне изучать неоднородные оползневые структуры, оценивать и прогнозировать развитие опасных склоновых процессов.
Черняков О.В., Панкратьев А.С.
Опыт применения геоинформационных технологий в ОАО «ВНИПИгаздобыча» . . .36
В публикации рассказывается о накопленном опыте разработки и применения геоинформационных систем в ОАО «ВНИПИгаздобыча», в том числе для обеспечения качества и достоверности результатов инженерных изысканий. Подчеркивается, что функционал и базы данных ГИС, создаваемых в ОАО, непрерывно развиваются и расширяются, благодаря чему круг решаемых с их помощью задач все больше увеличивается.
Смирнов В.Г., Коробова А.Г., Скидан А.В.
Использование программного продукта Autocad Civil 3D для обеспечения качества и достоверности результатов инженерных изысканий в нефтегазовой отрасли (на примере опыта работ ОАО «Кировводпроект») . . .40
В статье кратко рассказывается об опыте использования технологии динамического трехмерного проектирования на основе программного комплекса AutoCAD Civil 3D для обработки данных инженерных изысканий в нефтегазовой отрасли в Институте по изысканиям и проектированию объектов строительства и инфраструктуры «Кировводпроект» (ОАО «Кировводпроект»). Данная технология помогает участникам проекта взаимодействовать друг с другом, поскольку работа ведется с единой 3D-моделью и все специалисты сразу могут видеть вносимые кем-либо изменения. Благодаря использованию AutoCAD Civil 3D институту «Кировводпроект» удалось снизить затраты сил и времени на производство инженерных изысканий и создание на их основе качественных проектов.
Вавринюк Т.С., Федоренко Е.В.
Результаты инженерных изысканий как основа для проектирования транспортных сооружений . . .46
В статье затрагиваются проблемы взаимодействия инженерных изысканий и проектирования транспортных сооружений. Указывается на сокращение затрат на изыскательские работы, приводящее к ухудшению качества проектных решений. Выделяются две основные стадии инженерных изысканий, существенно влияющие на результаты проектирования (с точки зрения геотехники) — получение данных о геологическом строении территории и определение характеристик грунта, необходимых для расчетов. Кратко рассматриваются основные современные методы исследований, используемые на этих этапах. Подчеркивается, что новейшее лабораторное оборудование и современные программные комплексы позволяют решать очень сложные геотехнические задачи и выполнять более достоверное прогнозирование. Даются некоторые рекомендации по снижению стоимости инженерно-геологических изысканий и повышению ихинформативности, достоверности и качества.
Стром А.Л.
Определение исходных параметров для проектирования переходов магистральных трубопроводов через активные разломы . . .50
Рассмотрены параметры сейсмогенных подвижек, используемые при проектировании переходов магистральных трубопроводов через активные разломы, основные методы их определения и требования к точности оценки. Показано, что в существующих нормативных документах отсутствуют четко сформулированные требования к точности определения положения разрыва, по которому может произойти подвижка, а также к точности данных о параметрах подвижек, которые должны определяться при инженерных изысканиях и использоваться в качестве исходных при расчетах конструкций переходов магистральных трубопроводов через активные разломы. Отмечена необходимость тесного сотрудничества проектировщиков и изыскателей при выборе трасс трубопроводов и принятии принципиальных решений поконструкциям переходов.
Жуков Г.Д., Жуков И.Г., Каргаполова И.Н.
Современные методы инженерных изысканий на участках подводных переходов нефтегазопроводов . . .58
В статье кратко рассказывается о современных методах инженерных изысканий и экспертного анализа для оптимального проектирования подводных переходов нефте- и газопроводов, используемых в ООО «ЭКОНГинжиниринг» (г. Дзержинский Московской обл.), которые позволяют учесть многофакторный процесс динамики русла реки и спрогнозировать дальнейшие деформации ее дна и берегов.
Лисин Ю.В., Богатенков Ю.В., Суриков В.И., Михеев Ю.Б., Петелин А.Н.
Геотехнический мониторинг оснований опор надземного трубопровода на участках распространения многолетнемерзлых и слабонесущих грунтов . . .60
В статье обсуждаются вопросы геотехнического мониторинга оснований опор надземного трубопровода в части методов контроля работоспособности систем термостабилизации грунтов и температурного режима грунтов. Рассматриваются проблемы выбора оборудования для тепловизионного контроля систем термостабилизации и его настройки.
МИР ГЛАЗАМИ ИЗЫСКАТЕЛЕЙ
Егорова И.И.
Выездной семинар в Южном Китае . . .64
В статье описывается поездка в Южный Китай группы российских изыскателей, связанная с проведением выездного семинара в городе Гуйлинь. Целью семинара, организованного ООО «Геодата Плюс», ОАО «ПНИИИС» и СРО НП «АИИС» в октябре 2013 года, было ознакомление с опытом китайских коллег по проведению инженерных изысканий на закарстованных территориях.