В Государственную Думу 25 июля 2018 года внесен законопроект № 518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора». Инициаторы поправок предлагают существенно расширить полномочия органов пожарного надзора до участия в процессе разработки и экспертизы проектной документации, выдаче разрешения на строительство, а также реконструкцию и техническое переоснащение зданий с массовым пребыванием людей.
В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что документ должен восполнить законодательный пробел в отношении многофункциональных зданий и других объектов с массовым пребыванием людей, для проектирования которых нормативными актами предоставлены полномочия по формированию и согласованию специальных технических условий (в том числе по обеспечению пожарной безопасности). Однако последующий контроль за их соблюдением на всех стадиях строительства законодательно не определен.
Как результат отсутствия должного контроля, на таких объектах в ходе проверок после трагических событий при пожаре торгового центра в городе Кемерово в марте 2018 года были выявлены многочисленные нарушения в обеспечении пожарной безопасности. На 627 объектах обнаружены нарушения противопожарных требований, устранение которых возможно лишь в ходе их капитальной реконструкции. «Более 10 тыс. зданий эксплуатируется с нарушениями в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, свыше 2,5 тыс. – имеют нарушения в работе системы противодымной защиты, 2,3 тыс. – в системах автоматического пожаротушения, более 16 тыс. объектов имеют неудовлетворительное состояние эвакуационных путей и выходов, на путях эвакуации на 5,5 тыс. объектов применены материалы с высокой горючестью и дымообразующей способностью, 5,9 тыс. объектов не оборудованы в полном объеме первичными средствами пожаротушения», – говорится в пояснительной записке.
В этой связи в ряд нормативных актов, в том числе в Градостроительный кодекс РФ предложено дополнить следующими нормами:
– обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности;
– рассмотрение и согласование в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов;
– отнесение к полномочиям Правительства Российской Федерации установление в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре периодичности проведения плановых проверок в зависимости от классификации по функциональной пожарной опасности и присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска;
– проведение муниципального контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации;
– особенности проведения федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применительно к которым саморегулируемой организацией осуществляется оценка соблюдения условий членства в ней, ее стандартов и правил;
– организацию и проведение государственного мониторинга пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей;
– отнесение к вопросам местного значения участия в осуществлении мероприятий по профилактике пожаров;
– утверждение типовых дополнительных профессиональных программ в области обучения мерам пожарной безопасности федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Документ также дает определение объекта с массовым пребыванием людей как объекта, на котором возможно постоянное или временное пребывание пятидесяти и более человек, при этом на одного человека приходится менее одного квадратного метра площади (ст. 1).
В случае принятия законопроекта органы пожарного надзора получат право рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов. Кроме того, они получат право проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности.
«Внесенный в Госдуму законопроект мы намерены обсудить на круглом столе с широким приглашением общественности, экспертов, представителей бизнес-сообщества, владельцев и арендаторов торгово-развлекательных центров», — сообщил один из авторов законодательной инициативы глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Свое мнение по поводу законопроекта в адрес разработчиков уже направили проектировщики. На прошедшем в июне заседании Подкомитета по вопросам пожарной и комплексной безопасности Комитета НОПРИЗ по конструктивным инженерным и технологическим системам участники высказали мнение о том, что участие инспекторов МЧС на стадии получения экспертных заключений нивелирует статус ГИПов и ГАПов, госэкспертизы и комиссии по приемке законченных строительных объектов.
Источник: Информационный портал «Всё о саморегулировании»