Износ аэропортов России до сих пор имеет высокий индекс. Например, на начало 2018 года со слов министра по развитию Дальневосточного региона износ местных аэропортов достигал 80%. При этом ежегодно возрастает пассажиропоток и, как следствие, нагрузка на инженерные сооружения аэропортов. Важно осуществлять своевременный мониторинг состояния искусственных покрытий взлетно-посадочных полос (ВПП), рулевых дорожек (РД) и прилегающих инженерно-технических сооружений.
С каждым годом развитие георадиолокационных технологий позволяет проводить их активное внедрение в практику инженерных изысканий на стадиях проектирования и строительства объектов транспортной инфраструктуры. С уверенность можно сказать, что георадиолокация является одним из самых мобильных и информативных методов неразрушающего контроля для обследования искусственных покрытий аэропортов. Постоянное усовершенствование аппаратной базы позволяет развивать новые направления в георадиолокационных изысканиях, решать всё более сложные и интересные задачи.
Физические предпосылки для использования метода георадилокации
Теория метода георадиолокации в первичном приближении основана на механизме отражения электромагнитной волны от границ слоев с разными электрическими свойствами (электропроводностью и диэлектрической проницаемостью) [1].
Как известно, максимальные контраст в диэлектрической проницаемости наблюдается между воздухом (ε=1) и водой (ε=81). Их соотношение в слое определяет непосредственно диэлектрическую проницаемость материала. Сухие, монолитные, слабо трещиноватые материалы, к которым относятся асфальт и бетон, имеют сравнительно низкие значения диэлектрической проницаемости и высокие скорости прохождения электромагнитной волны [2]. Влагонасыщенные среды имеют более высокие значения диэлектрической проницаемости, как следствие, низкие значения скорости распространения электромагнитных волн. Глубина исследования зависит от затухания электромагнитной волны и напрямую связана со значением удельного электрического сопротивления (УЭС).
Основной величиной, измеряемой при георадиолокационных исследованиях, является время прихода электромагнитной волны от отражающей границы к приемнику. Измерив время прихода волн, можно определить геометрию объекта. Амплитудно-частотные характеристики позволяют на качественном уровне уточнить свойства, обследуемой среды [1].
Предпосылками для обследований искусственных покрытий георадиолокационным методом являются высокие значения УЭС для асфальта и бетона, как следствие – минимальное затухание, наличие изменений диэлектрических свойств между конструктивными слоями твердого покрытия; существенное различие свойств также наблюдается на границе твердого покрытия и искусственного основания. Нарушение целостности твердого покрытия – трещины, каверны и т.д. – приводят к дополнительным изменениям свойств материалов, что отражается на полевых записях георадара (радарограммах)
К наиболее часто решаемым задачам относятся:
– определение конструкции искусственного покрытия
– выявление нарушенных зон в теле искусственного покрытия
– выявление нарушенных зон в грунтовом основании
– выявлении причин деформации ВПП, РД, перронов, стоянок
– контроль соответствия конструкции искусственного покрытия технической документации
Для решения этих задач нами используются георадары ОКО-3М (производство «Логис», Россия) в комплекте с антенными блоками различной частоты и их аналоги. Для обследования непосредственно искусственного покрытия целесообразно использовать антенные блоки с диапазоном частот от 700 до 2000 МГц, что позволяет изучать конструкцию до 2 метров с разрешающей способностью до 0,02 м. Для изучения на качественном уровне грунтов естественного основания рекомендуется использовать антенные блоки с частотным диапазоном 250-400 МГц, что позволяет увеличить глубину исследования до 5м с разрешением до 0,15 м.
Примеры выполнения работ
Рассмотрим конкретные примеры работ на территории аэродромов с применением георадиолокации.
На рисунке 1 приведён фрагмент радарограммы, полученной при съемке на одном из московских аэродромов с целью получения информации о конструкции ИВПП. На георадарном профиле выделены границы слоёв и соотнесены с данными отбора кернов. Определены 2 уровня армированя в слое армобетона на глубинах 20 и 40 см. Выделены слои армобетона, щебня, песка и суглинистое основание. Таким образом, была получена не локальная информация о конструкции полосы в точке скважины, а вдоль всей полосы.
Рис. 1. Фрагмент радарограммы с результатами интерпретации, полученной георадаром ОКО-3М, АБ-1700 МГц.
Задача выявления нарушенных зон в теле искусственного покрытия является одной из самых распространенных при обследовании аэродромов. Как правило, к таким зонам относят участки повышенного увлажнения, расслоения или разуплотнения материалов, изменения глубины положения элементов конструкции или участки несоответствия проектной документации. На рисунке 2 приведен фрагмент радарограммы полосы с конструкционными различиями и нарушениями в ней. Кроме непосредственно строения искусственного покрытия были выделены зоны разуплотнения, определено положения погребенных трещин и обнаружен участок разрушенного в процессе эксплуатации слоя цементобетона. Разрушение цементобетона в последствии было подтверждено бурением. Именно в этом месте наблюдались наиболее интенсивные видимые деформации поверхности.Рис. 2. Фрагмент радарограммы, полученной при обследовании действующего аэродрома. Георадар ОКО-3М, АБ-1200МГц.
Определение характера армирования, а также обнаружения пустот и каверн малого размера является приоритетной задачей при обследовании инженерных сооружений, в том числе и искусственных покрытий аэродромов. На рисунке 3 представлен фрагмент радарограммы с выявленными кавернами и уточненным положением уровня арматуры.
Рис. 3. Фрагмент радарограммы с выявленными кавернами и уточненным положением уровня армирования. Георадар ОКО-3М, АБ-1700МГц.
Уточнение характера армирования является важным аспектом при оценке допустимой нагрузки на ИВПП. Причем, важным является не только определения факта наличия или отсутствия армирования в слое армо- или железобетона, но и глубина заложения, количество слоев, шаг между прутьями. На рисунке представлена радарограмма с различным характером армирования. Левая часть записи соответствует уровню армирования 0,04-0,08 м, шаг армирования 0,15 м. На правой части записи армирование выдержано по уровню на отметке 0,08 м, но имеет более редкий шаг 0,3 м.
Рис. 4. Фрагмент радарограммы с различным характером армирования в пределах одного участка ИВПП. Георадар ОКО-3М, АБ-1700МГц.
На проблемных участках необходимо выполнять псевдо 3D съемку по системе параллельных профилей, расстояние между профилями должно быть меньше искомой аномалии на объекте. На рисунке 5 приведен срез площадной съемки, сделанной по продольным профилям для глубины 0,16 м. Места нераскрытых или сухих трещин прослеживаются на рисунке в виде тонких линий. При приближении к проблемному участку линии утолщаются, превращаясь в зоны.
Рис. 5. Срез по продольным профилям для глубины 16 см. Георадар ОКО-3М, АБ400 МГц.
Со сменой глубины среза форма области с низкочастотной записью и переотражениями несколько смещается. Дальнейшее развитие ситуации приведено на рис. 6.
Возможно, стыки между плитами на проблемном участке имеют большее раскрытие или в них отсутствует гидроизоляция. Прослеживается область повышенных амплитуд, вытянутая вдоль участка в районе ПК 35.5 область низкочастотной записи вливается в область, расположенную перпендикулярно ей на ПК 35.5 – 42.5.
Рис. 6. Срез по продольным профилям для глубины 0.6 м. Георадар ОКО-3М, АБ1200 МГц.
На обследуемой площади выделена плита, проходящая на ПК 35.5 – 42.5, характеризующаяся отсутствием арматуры. То есть в этом месте уложены неармированные плиты. На глубине 2,0-2,3 м через весь участок на ПК39.5-39.7 проходит труба неизвестного назначения (рис. 7.). Труба проявляется на всех продольных профилях.
Подошва слоя песка локализуется на глубине 0,8-0,85 м, минимальная мощность наблюдается в зоне развития просадок; это связано с выносом песчаного материала на дневную поверхность или в сторону проходящих коммуникаций.
Рис. 7. Радарограмма по продольному профилю 9. Неармированная плита и отражение от трубы на глубине 2,15 м. Георадар ОКО-3М, АБ400 МГц.
Рис. 8. Срез по профилям для глубины 2.1 м. Ось трубы. Георадар ОКО-3М, АБ400 МГц.
По результатам выполненного георадиолокационного обследования на площадки выделены участки с повышенной влажностью, приуроченные к нескольким стыкам железобетонных плит и выходящими на дневную поверхность через отраженные трещины. Картирована труба неизвестного назначения, идущая поперек оси руления (ПК 35.5 – 42.5). Вокруг трубы локализуется зона разуплотненного грунта.
Таким образом, были выдвинуты две версии происхождения просадки:
- В слой песка проникают незамерзающие реагенты с поверхности, насыщая его и делая подвижным, далее вследствие нагрузки обводненный песок выдавливает на поверхность через разошедшиеся швы, в сторону этой версии свидетельствуют следы песчаного материала на проблемном участке. Также это объясняет начало просадки до периода активного таяния.
- Песчаный материал выносится вследствие протечки трубы или направленной суффозии вдоль нее.
Для обоснования каждой версии потребуется вскрытие искусственного покрытия.
Еще один пример использования георадиолокации для обнаружения и определения глубины развития просадок в теле искусственного покрытия ВПП приведен на рис. 9. Данный фрагмент съемки относится к участку ВПП, под которым проложен коллектор. На радарограмме имеются признаки увеличения влажности всей конструкции, а также четко выделяется сформировавшаяся просадка глубиной 0,7 м. В целях выравнивания ВПП участок был покрыт многочисленными слоями асфальта, что тоже достаточно четко видно на радарограмме. Режимные наблюдения показали, что нарушенная зона не стабилизирована и просадка продолжает развиваться.
Рис.9. Просадка в теле искусственного покрытия
Возможные трудности при обследовании аэродромов с использованием георадиолокации
На данный момент единственным ограничением к применению георадиолокации на искусственных покрытиях является наличие в конструкции авиационных плит ПАГ. Затруднение вызвано тем фактом, что частое армирование является по сути экраном для электромагнитной волны. Согласно теории георадиолокационных наблюдений в случае частого армирования возможно применение только антенных блоков длинна волны которых меньше шага армирования [1].
Однако особенностью ПАГ является то, что армирование в продольном и поперечном направлениях имеют разный шаг. При обследовании ИВПП, в конструкции которых применяются ПАГ-14, ПАГ-18 и ПАГ-20, выполнение георадиолокационной съемки возможно только по линиям, согласованным с линиями частого армирования, т.е. профили должны располагаться параллельно короткой стороне авиационной плиты.
Ниже – пример удачного использование георадара на ИВПП с ПАГ-14. Анализ радарограмм, полученных антенными блоками различной частоты показал, что на радарограммах АБ-1200 уверенно выделяется подошва верхнего слоя твердого покрытия представленного асфальтобетоном, подошва железобетонных плит ПАГ-14 и положение арматурного каркаса внутри плит; местами, в основном на поперечных профилях, подошва слоя пескоцемента, включающего выравнивающий слой (Рис.10).
Рис. 10 Фрагмент радарограммы поперечного профиля на участке ИВПП с ПАГ-14. Георадар ОКО-3М, АБ-1200МГц.
Заключение
Георадиолокация является эффективным методом обследования искусственных покрытий аэродромов. Будучи самым мобильным из всех геофизических методов, георадиолокация позволяет оперативно получить информацию о строении, общем состоянии ИВПП, РД, перронов, выявить зоны дефектов. Получаемые данные непрерывны вдоль полосы и это дает возможность проектировщикам наиболее правильно определить участки отбора кернов для детального исследования деформированных зон. Экономическая целесообразность применения метода доказана.
Авторы – специалисты ООО “НПЦ Геотех”:
Светлана КЛЕПИКОВА, ведущий инженер-геофизик
Наталья ПУДОВА, ведущий инженер-геофизик
Максим ШИРОБОКОВ, директор по развитию
Список литературы
1. Владов М.Л., Старовойтов А.В., 2004. Введение в георадиолокацию. Изд-во МГУ, Москва.
2. Старовойтов А.В., 2008. Интерпретация георадиолокационных данных. Изд-во МГУ, Москва.
С каждым годом развитие георадиолокационных технологий позволяет проводить их активное внедрение в практику инженерных изысканий на стадиях проектирования и строительства объектов транспортной инфраструктуры. С уверенность можно сказать, что георадиолокация является одним из самых мобильных и информативных методов неразрушающего контроля для обследования искусственных покрытий аэропортов.