Окост М.В., Шаповалов В.Л., Морозов А.В., Васильченко А.А., Явна В.А.
Окост М.В., Шаповалов В.Л., Морозов А.В., Васильченко А.А., Явна В.А., 2022. Геотехнические свойства песков, использованных при строительстве земляного полотна железных дорог в Азово-Черноморском регионе. Инженерная геология, Том ХVII, № 3, с. 18–28, https://doi.org/10.25296/1993-5056-2022-17-3-18-28.
Качество строительства земляного полотна железных дорог во многом определяет эксплуатационные показатели работы железнодорожного пути по допускаемой нагрузке и скорости движения подвижного состава. Несоответствие показателям, заложенным в проекте, приводит к проявлению деформаций земляного полотна и к повышению расходов на техническое обслуживание и ремонт в будущем. В данном исследовании на основании статистического анализа результатов лабораторных работ определены свойства песков, использованных в качестве несвязных грунтовых материалов при строительстве нового и реконструкции существующего земляного полотна железных дорог по направлению Котельниково–Тихорецкая–Крымская, сооружаемых для развития портов в Азово-Черноморском регионе России. Традиционными лабораторными методами определены классификационные показатели, а также деформационные, прочностные и фильтрационные свойства песков. Образцы песков были отобраны из карьеров, размещенных вблизи строительных площадок и непосредственно из строящихся железнодорожных насыпей на развернутой длине строительства 530 км. Корреляционно-регрессионный анализа результатов лабораторных определений позволил выявить новые корреляционные соотношения (зависимости) между различными показателями свойств песков. Эти соотношения в некоторых случаях обеспечивают точность определения характеристик, близкую к точности лабораторных испытаний. Такие соотношения могут оказаться востребованными при контроле точности лабораторных определений показателей свойств грунтовых материалов из других карьеров, позволят ускорить выполнение инженерно-геологических изысканий и подбор карьеров при дальнейшем развитии дорожной сети в регионе. Кроме того, регрессионные соотношения могут повысить скорость принятия решения о применении определенного вида грунта для восстановления земляного полотна с использованием некоторых характеристик, полученных с наименьшими временными затратами.
1. Ашпиз Е.С., 2015. О влиянии тяжеловесного движения на земляное полотно. Железнодорожный транспорт, № 7, с. 50–53.
2. Дмитриев В.В., Зубкова Н.Н., 2007. Оценка качества инженерно-геологической информации, получаемой при зондировании грунтов в соответствии с ГОСТ 19912-2001. Геоэкология, № 4, с. 361–365.
3. Дмитриев В.В., Чернышев С.Н., 2016. Классификация методов определения расчетных характеристик грунтов. Геоэкология,
№ 5, с. 453–460.
4. Захаров С.М., Шенфельд К.П., 2013. Развитие тяжеловесного движения в мире. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, № 4, с. 9–18.
5. Певзнер В.О., Лисицын А.И., Гринь Е.Н., Третьяков В.В., Петропавловская И.Б., Громова Т.И., 2019. Деформативность пути на участках обращения тяжеловесных поездов. Железнодорожный транспорт, № 9, с. 36–41.
6. Рассказов Л.Н., Загидулина А.Э., Ядгоров Е.Х., 2018. Назначение плотности укладки скелетного глинистого грунта в ядро плотины. Гидротехническое строительство, № 1, с. 28–34.
7. Рассказов Л.Н., Ядгоров Е.Х., Николаев В.Б., 2017. Натурные наблюдения за осадками грунта, смещениями и поровым давлением в плотинах. Гидротехническое строительство, № 9, с. 29–39.
8. Ткачук Э.И., 2008. Логические ошибки интерпретации инженерно-геологической информации. Геоэкология, № 2, с. 168–182.
9. Хасенов С.С., Квашнин М.Я., Сугирбай А.Б., 2020. Анализ деформаций земляного полотна железных дорог Казахстана. Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, № 4(115), с. 31–37, https://doi.org/10.52167/1609-1817-2020-115-4-31-37.
10. de Oliveira M.C., Bernardin A.M., 2008. Determination of clay plasticity: indentation method versus Pfefferkorn method. Applied Clay Science, Vol. 40, Issues 1–4, pр. 15–19, https://doi.org/10.1016/j.clay.2007.06.007.
11. González-Nicieza C., Álvarez-Fernández M.I., Menéndez-Díaz A., Álvarez-Vigil A.E., Ariznavarreta-Fernández F., 2008. Failure analysis of concrete sleepers in heavy haul railway tracks. Engineering Failure Analysis, Vol. 15, No. 1–2, pр. 90–117, https://doi.org/10.1016/j.engfailanal.2006.11.021.
12. Gräbe P.J., Clayton C.R., 2009. Effects of principal stress rotation on permanent: deformation in rail track foundations. Journal of Geotechnical and Geoenvironmental Engineering, Vol. 135, No. 4, ID 555, https://doi.org/10.1061/(ASCE)1090-0241(2009)135:4(555).
13. Guidelines to best practices for heavy haul railway operations: infrastructure construction and maintenance, 2009. Publishing house of the International heavy haul Association, Virginia, VA, USA.
14. Kasprzhitskii A., Lazorenko G., Khater A., Yavna V., 2018. Mid-infrared spectroscopic assessment of plasticity characteristics of clay soils. Minerals, Vol. 8, No. 5, ID 184, https://doi.org/10.3390/min8050184.
15. Li J., Chen S., Yu F., Dai Z., Ojekunle O.V., 2020. In situ model tests to investigate the dynamic response of water-softened subgrade under vibrating loads. Soil Dynamics and Earthquake Engineering, Vol. 138, ID 106336, https://doi.org/10.1016/j.soildyn.2020.106336.
16. Lu C., Cai C., 2020. Overview on safety management and maintenance of high-speed railway in China. Transportation Geotechnics, Vol. 25, ID 100397, https://doi.org/10.1016/j.trgeo.2020.100397.
17. Patra C., Sivakugan N., Das B., Rout S., 2010. Correlations for relative density of clean sand with median grain size and compaction energy. International Journal of Geotechnical Engineering, Vol. 4, No. 2, pp. 195–203, http://dx.doi.org/10.3328/IJGE.2010.04.02.195-203.
18. Shimobe S., Spagnoli G., 2020. A novel approach to evaluate the compaction control of soils. Quarterly Journal of Engineering Geology and Hydrogeology, Vol. 53, No. 3, pp. 452–459, https://doi.org/10.1144/qjegh2019-130.
19. Wang T., Luo Q., Liu J., Liu G., Xie H., 2020. Method for slab track substructure design at a speed of 400 km/h. Transportation Geotechnics, Vol. 24, ID 100391, https://doi.org/10.1016/j.trgeo.2020.100391.
20. Waruru B.K., Shepherd K.D., Ndegwa G.M., Kamoni P.T., Sila A.M., 2014. Rapid estimation of soil engineering properties using diffuse reflectance near infrared spectroscopy. Biosystems Engineering, Vol. 121, pр. 177–185, https://doi.org/10.1016/j.biosystemseng.2014.03.003.
21. Yang L.A., Powrie W., Priest J.A., 2009. Dynamic stress analysis of a ballasted railway track bed during train passage. Journal of Geotechnical and Geoenvironmental Engineering, Vol. 135, Issue 5, pp. 680–689, https://doi.org/10.1061/(ASCE)GT.1943-5606.0000032.
ОКОСТ М.В.*
Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия, cpd@rgups.ru
Адрес: пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2, г. Ростов-на-Дону, 344038, Россия
ШАПОВАЛОВ В.Л.
Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия, uggeorostov@gmail.com
МОРОЗОВ А.В.
Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия, geo_pro@mail.ru
ВАСИЛЬЧЕНКО А.А.
Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия, zmandr@mail.ru
ЯВНА В.А.
Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия, vay@rgups.ru