Квашук С.В., Богданов А.И.
Квашук С.В., Богданов А.И., 2021. Условия и причины активизации опасных геологических процессов при строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры в пределах Северного Сихотэ-Алиня. Инженерная геология, Том ХVI, № 2, с. 22–31, https://doi.org/10.25296/1993-5056-2021-16-2-22-31
В статье изложены результаты изучения экзогенных геологических процессов, существенно осложняющих эксплуатацию железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань на участке ст. Пивань — Косграмбо. Наибольшую опасность транспортным сооружениям представляют обвалы, осыпи, лавины и наледи. Описаны физико-географические и инженерно-геологические условия района исследований. Выделены главные факторы, определяющие набор и характер проявления геологических процессов: высокая степень расчлененности рельефа, сложное тектоническое строение, наличие зон дробления крупных разломов, повышенная трещиноватость пород тектонического генезиса, разгрузка подземных вод на склонах, повышенная сейсмичность, суровые климатические условия. Активизация опасных геологических процессов в изучаемом районе в значительной степени связана с техногенными факторами. На устойчивости склонов негативно сказывается создание дорожных выемок и полувыемок. Производимые во время строительства взрывные работы способствуют появлению новых и дополнительному раскрытию существующих трещин в породах, слагающих склоны и откосы, что увеличивает риск проявления гравитационных процессов. Возникновение последних могут провоцировать повышенные динамические нагрузки от тяжелых составов, крушения поездов. Описаны примеры аварийных ситуаций на различных участках железной дороги, которые сложились в результате проявления геологических процессов, обусловленных техногенным вмешательством. Иногда к неблагоприятным последствиям могут приводить ошибочные проектные решения, которые принимают, если в ходе инженерно-геологических изысканий не было уделено должного внимания изучению трещиноватости и блочности пород, оценке их количественных параметров. В ряде случаев, наоборот, проектировщики не до конца учитывают информацию, предоставленную изыскателями. Даны рекомендации по проведению и оптимизации инженерно-геологических изысканий в пределах Северного Сихотэ-Алиня и районах с аналогичными природными условиями.
1. Камаев Н.М., Лазарева Г.В., Нечунаева Л.М., 2006. Геологическая карта бассейна р. Амур. Масштаб 1:1 000 000. Изд-во Картографической фабрики Всероссийского научно-исследовательского геологического института, Санкт-Петербург.
2. Квашук С.В., 2003. Барьерные места на Дальневосточной железной дороге. Путь и путевое хозяйство, № 5, с. 32–34.
3. Квашук С.В., 2004. Инженерно-геологические и петрофизические свойства горных пород в зоне гипергенеза Приамурья. Тихоокеанская геология, Том 23, № 1, с. 105–112.
4. Квашук С.В., Злобин Г.А., Колтун П.А., 2011. Исследование влияния трещиноватости пород перевальной части Северного Сихотэ-Алиня на устойчивость транспортных сооружений. Строение литосферы и геодинамика, Материалы XXIV Всероссийской молодежной конференции, Иркутск, 2011, с. 151–152.
5. Квашук С.В., Колтун П.А., Злобин Г.А., 2011. Геодинамические проблемы при транспортном освоении Дальнего Востока России. Превентивные геотехнические меры по уменьшению природных и техногенных бедствий, Сборник трудов IV Международного геотехнического симпозиума, Хабаровск, 2011, с. 320–324.
6. Козловский Е.А., Ровнин Л.И., Красный Л.И., Евстрахин В.А., 1988. Геология зоны БАМ. Том 2. Гидрогеология и инженерная геология. Недра, Ленинград.
7. Корчагин Ф.Г., 2001. Геодинамика Амурского геоблока. Проблемы геодинамики и прогноза землетрясений, Материалы I Российско-Японского семинара, Хабаровск, 2000, с. 18–39.
8. Корчагин Ф.Г., Бормотов В.А., Быков В.Г., Горнов П.Ю., Каплун В.Б., Кузнецов В.Е., Лунева М.Н., Меркулова Т.В., Онухов Ф.С., Тимофеев В.Ю., 2002. Мониторинг сейсмогенных зон Хабаровского края. Дальнаука, Владивосток.
9. Котцов М.А., 1989. Опыт оценки проявления экзогенных геологических процессов на участке зоны БАМ. Инженерная геология, № 4, с. 48–53.
10. Красный Л.И., 1980. Геология региона Байкало-Амурской магистрали. Недра, Москва.
11. Кудымов А.В., Колтун П.А., Злобин Г.А., 2011. Кайнозойские поля напряжения района железнодорожной линии в перевальной части Северного Сихотэ-Алиня. Строение литосферы и геодинамика, Материалы XXIV Всероссийской молодежной конференции, Иркутск, 2011, с. 28–29.
12. Лапердин В.К., Качура Р.А., 2010. Геодинамика опасных процессов в зонах природно-техногенных комплексов Восточной Сибири, отв. ред. К.Г. Леви. Изд-во Института земной коры СО РАН, Иркутск.
13. Николаев В.В., Врублевский А.А., Ахмадулин В.А., Кузнецов В.Е., 2000. Геодинамика и сейсмическое районирование материковой части Дальнего Востока. Изд-во Дальневосточного отделения РАН, Владивосток.
14. Николаев В.В., Семенов Р.М., Оскорбин Л.С., Карсаков Л.П., Малышев Ю.Ф., Онухов Ф.С., Ставров В.Н., 1989. Сейсмотектоника и сейсмическое районирование Приамурья, под ред. В.П. Солоненко. Наука, Новосибирск.
15. Ревзон А.Л., 1993. Космическая фотосъемка в транспортном строительстве. Транспорт, Москва.
16. Хмелевской В.К., Костицын В.И., 2010. Основы геофизических методов. Изд-во Пермского государственного университета, Пермь.
17. Чаповский Е.Г. (ред.), 1977. Инженерная геология СССР. Том 4. Дальний Восток. Изд-во Московского университета, Москва.
18. Pfeiffer T.J., Bowen T.D., 1989. Computer simulation of rockfalls. Environmental and Engineering Geoscience, Vol. XXVI, No. 1,
pp. 135–146, https://doi.org/10.2113/gseegeosci.XXVI.1.135.
КВАШУК С.В.*
Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск, Россия, s_kvashuk@mail.ru
Адрес: ул. Серышева, д. 47, г. Хабаровск, 680021, Россия
БОГДАНОВ А.И.
Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск, Россия, abogdanov561@yandex.ru