Взаимное влияние эскалаторных тоннелей метрополитена и наземных сооружений
АННОТАЦИЯ
Наклонные эскалаторные тоннели метрополитена связывают подземные станции и наземные вестибюли. В Санкт-Петербурге, ввиду мощной толщи слабых грунтов и связанного с этим глубокого заложения перегонных тоннелей, длина наклонных ходов может превышать 100 м. Наклонные эскалаторные тоннели метрополитена в Санкт-Петербурге устраиваются в слабых водонасыщенных грунтах. Практически все наклонные тоннели выполнены методом замораживания с созданием ледогрунтового ограждения. Основным недостатком метода замораживания являются значительные осадки земной поверхности, ведущие к деформациям существующих зданий и сооружений. При строительстве зданий в охранной зоне действующих сооружений метрополитена требуется выполнять оценку влияния строительства зданий на эти сооружения. В этом ряду практически не исследованной задачей является взаимное влияние эскалаторных тоннелей метрополитена и наземных сооружений, возводимых одновременно. Решение такой задачи требует расчета как осадок вокруг тоннеля при деградации ледопородного цилиндра, так и силовых воздействий, оказываемых возводимыми зданиями на тоннель. Предлагаемая статья посвящена решению этой задачи на примере реального объекта Санкт-Петербурга. Проектируемое здание — четырехэтажное сооружение высотой 35 м. Предусмотрены свайные фундаменты из буронабивных свай диаметром 600 мм и длиной 16–18 м. Здание запроектировано над строящимся наклонным ходом станции метро, устраиваемым методом замораживания. Согласно расчетам, для исключения негативного влияния на наклонный ход рекомендовано ограничить расстояние между нижними концами свай и обделкой тоннеля по вертикали величиной 7 м. На участках, где это расстояние меньше 7 м, предложено устройство «мостов» с передачей нагрузки через сваи большей длины ниже оси наклонного хода. Такое решение исключает и развитие сверхнормативных осадок здания и при оттаивании ледогрунтового цилиндра.
Оценка закономерностей изменения физических свойств глинистых отложений на территории Санкт-Петербурга и их связь с механизмами переуплотнения
АННОТАЦИЯ В работе приведены результаты статистических исследований физических свойств глинистых грунтов, слагающих территорию г. Санкт-Петербург (в пределах Приневской низменности, вендской низины и вендской возвышенности). Приведено сравнение свойств дочетвертичных и четвертичных глинистых разностей. По ...
Влияние изменения напряженно-деформированного состояния в грунтовом массиве при устройстве стены в грунте на расчет ограждающих и распорных конструкций котлована
АННОТАЦИЯ При устройстве стены в грунте происходит изменение напряженно-деформированного состояния (НДС) грунтового массива. Согласно результатам численного моделирования, выполненного в работе Conti с соавторами для песчаных грунтов и в работе Schäfer и Triantafyllidis для ...
Взаимное влияние эскалаторных тоннелей метрополитена и наземных сооружений
АННОТАЦИЯ Наклонные эскалаторные тоннели метрополитена связывают подземные станции и наземные вестибюли. В Санкт-Петербурге, ввиду мощной толщи слабых грунтов и связанного с этим глубокого заложения перегонных тоннелей, длина наклонных ходов может превышать 100 м. ...
Теоретические основы интерактивного мониторинга сложных зданий и подземных сооружений
АННОТАЦИЯ Целью данной статьи является обобщение опыта мониторинга объектов с выполнением обратного анализа результатов наблюдений и построением системы интерактивного мониторинга. В статье сформулированы основные признаки работоспособной системы мониторинга, а именно: — способность реагировать ...
Геотехнический аспект освоения подземного пространства Санкт-Петербурга
АННОТАЦИЯ Статья посвящена обзору технических решений по устройству глубоких котлованов на урбанизированной территории в условиях распространения водонасыщенных глинистых грунтов малой и средней степени литификации (слабых глинистых грунтов), характерных для инженерно-геологического разреза Санкт-Петербурга. Рассмотрены ...