ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОБДЕЛКИ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
АННОТАЦИЯ
Выбор метода расчета крепей и обделок при реконструкции транспортных тоннелей, который отражал бы фактические строительные и
эксплуатационные нагрузки для конкретных инженерно-геологических условий, представляется крайне актуальной и перспективной
задачей. В ходе анализа теоретических данных делается вывод, что на определенном этапе существования подземного сооружения,
вмещающий массив может получать новое равновесное состояние, при котором, в случае реконструкции, во вновь возводимых обделках
напряженно-деформированное состояние (НДС) оказывается не больше, а меньше, чем в ранее существовавших конструкциях.
Соответственно, окончательная нагрузка от горного давления, действующая на вновь возводимую обделку при реконструкции тоннеля,
может быть меньше нагрузки, установившейся на стадии первоначальной эксплуатации тоннеля. Полученный вывод подтверждается
результатами долгосрочных натурных измерений напряженно-деформированного состояния в составе горно-экологического мониторинга
(ГЭМ) при реконструкции Большого Петлевого тоннеля на Северо-Кавказской железной дороге. В ходе эксперимента в условиях
реконструкции тоннеля старая обделка была заменена новой. В конструкции временной крепи и в новой обделке фиксировались
незначительные изменения НДС с их быстрой стабилизацией. В этом же тоннеле, при тех же инженерно-геологических,
гидрогеологических и горнотехнических условиях, но на участках новой проходки в нетронутом массиве в конструкциях временной крепи
фиксировался рост НДС и после возведения постоянной обделки. Система ГЭМ на этапах строительства, эксплуатации, при ремонтах и
реконструкциях тоннелей позволяет контролировать и прогнозировать состояние системы «обделка — вмещающий массив», а также
получать новую научную информацию, способную изменить представления о формировании напряженно-деформированного состояния в
различных инженерно-геологических условиях и для различных технологических схем строительства подземных сооружений. Такие
знания позволяют верифицировать применяемые методы расчета крепей и обделок, тем самым оптимизировать их параметры с
обеспечением безопасной эксплуатации.
СТАТИЧЕСКОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ГРУНТОВ — ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
АННОТАЦИЯ На примере материалов IV Международного симпозиума по статическому зондированию грунтов СРТ’18 (г. Делфт, Нидерланды, 2018 г.) проанализированы текущие тенденции развития статического зондирования грунтов. Статическое зондирование продолжает оставаться одним из основных, наиболее эффективных ...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОБДЕЛКИ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
АННОТАЦИЯ Выбор метода расчета крепей и обделок при реконструкции транспортных тоннелей, который отражал бы фактические строительные и эксплуатационные нагрузки для конкретных инженерно-геологических условий, представляется крайне актуальной и перспективной задачей. В ходе анализа теоретических ...
ОСОБЕННОСТИ И СЛОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ НА КОНТАКТЕ ГРУНТОВОГО И КОНСТРУКЦИОННОГО МАТЕРИАЛОВ
АННОТАЦИЯ При рассмотрении взаимодействия грунта основания со строительными конструкциями на их контакте неизбежно проявляется особое напряженно-деформированное состояние, связанное с изменением свойств грунтов в этой зоне. Описаны испытания, проведенные на приборе одноплоскостного среза, и ...
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ МОРОЗНОГО ПУЧЕНИЯ И ВОДОПРОНИЦАЕМОСТИ ГРУНТОВ
АННОТАЦИЯ Сезонное промерзание-оттаивание может служить причиной изменения водопроницаемости грунтов. Для исследования этого явления создан прибор, позволяющий определять водопроницаемость образца после заданного числа циклов промерзания-оттаивания. Фильтрационный поток может направляться через образец в радиальном и ...
ОТ ВАВИЛОНА ДО КУЛОНА: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГЕОТЕХНИКИ
АННОТАЦИЯ Рассматривается история возникновения и развития геотехнических расчетов в ходе строительной деятельности человека от древнейших времен до наших дней. При изложении за основу взяты следующие исторические рубежи строительного опыта человечества: 1) начало строительной ...