Мазеин С.В., Потапова Е.В.
Мазеин С.В., Потапова Е.В., 2022. Особенности технологии современного проходческого комплекса при строительстве вертикальных стволов метрополитена в сложных условиях. Геотехника, Том ХIV, № 2, с. 60–74, https://doi.org/10.25296/2221-5514-2022-14-2-60-74.
В процессе проходки вертикальных стволов метрополитена в сложных инженерно-геологических условиях прорывы воды и грунта в забое являются основными проявлениями геотехнических рисков, которые могут приводить к различным инцидентам и авариям. Аварии сопровождаются затоплением ствола, выходом из строя проходческого оборудования и систем, повреждением зданий и сооружений на поверхности, осадкам земной поверхности, остановкой проходческих работ, травмами и гибелью людей. При строительстве вертикальных стволов Московского метрополитена с недавнего времени широко используются механизированные стволопроходческие комплексы с гидропригрузом забоя и рабочим органом избирательного действия. Использование таких комплексов имеет преимущества в скорости, сроках и безопасности проходки в сравнении с традиционными методами. Комплексы могут быть совершенно новыми разработками, либо являются одними из технологических звеньев для выполнения операций проходческого цикла при модернизации традиционных методов проходки. Они позволяют применять одну универсальную установку на всем протяжении строительства ствола при изменении инженерно-геологических условий. Ведущим фактором является безопасность труда рабочих, поэтому проходка ведется без присутствия людей в забое ствола. В статье проанализированы опыт и особенности применения технологии vertical shaft sinking machine (VSM) при проходке вертикальных стволов при строительстве линий Московского метрополитена. В публикации подробно описан инцидент при проходке и организационно-технологические мероприятия, разработанные на основании полученного опыта. Даны рекомендации по предотвращению деформаций земной поверхности и негативного воздействия проходки на окружающие здания и сооружения.
1. Власов С.Н., Маковский Л.В., Меркин В.Е., 2000. Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов. ТИМР, Москва.
2. Гарбер В.А., 2018. Нештатные ситуации в подземных транспортных сооружениях. Подземные горизонты, № 16, с. 20–25.
3. Елгаев С.Г., Гончаров А.А., Бычков Н.Н., Ломоносов С.М., 2009. Опыт строительства вентиляционного ствола участка Митинско-Строгинской линии Московского метрополитена с применением стволопроходческого комплекса. Современная механизация работ при строительстве тоннелей и освоения подземного пространства крупных городов, Труды Международной научно-технической конференции, Москва, 2009, с. 27–28.
4. Елгаев С.Г., Гончаров А.А., Бычков Н.Н., Ломоносов С.М., 2009. Прогрессивные технологии сооружения вертикальных шахтных стволов. Метро и тоннели, № 1, с. 33–35.
5. Козлякова И.В., Аникеев А.В., Кожевникова И.А., Анисимова Н.Г., 2015. Оценка карстово-суффозионной опасности на участке строительства Калининско-Солнцевской линии метрополитена в Москве. Экологическая безопасность и строительство в карстовых районах, Материалы Международного Симпозиума, Пермь, 2015, c. 177–182.
6. Мазаник Т.А., Потапов М.А., Потапова Е.В., 2016. Анализ распределения осадки земной поверхности при использовании стволопроходческого комплекса в неоднородных гидрогеологических условиях строительства метро. Метро и тоннели, № 5, с. 8–11.
7. Мазаник Т.А., Потапов М.А., Потапова Е.В., 2016. Рекомендации по минимизации деформаций земной поверхности (на примере применения стволопроходческого комплекса для строительства метро). Метро и тоннели, № 3, с. 12–16.
8. Меркин В.Е., Петрова Е.Н., 2022. Характерные тренды развития и цена аварий в современном тоннелестроении. Метро и тоннели, № 4, с. 38–41.
9. Попов М.Г., Громов А.А., Куранов А.Д., 2011. Новые технологии освоения подземного пространства мегаполисов: строительство ствола шахты главного коллектора в сложных инженерно-геологических условиях. Освоение минеральных ресурсов Севера: проблемы и решения, Труды 9-й Межрегиональной научно-практической конференции, Воркута, 2011, Том 1, с. 41–45.
10. Потапов М.А., Потапова Е.В., 2016. Стволопроходческие комплексы: практика применения для проходки вертикальных стволов Московского метрополитена за последние 10 лет. Метро и тоннели, № 2, с. 12–16.
11. Потапова Е.В., 2019. Общие проблемы управления геотехническими рисками на примере строительства вертикальных стволов метрополитена в городе Москве. Горный информационно-аналитический бюллетень, № 10, с. 44–54, https://doi.org/10.25018/0236-1493-2019-10-0-44-54.
12. Синицкий Г.М., Мазеин С.В., Ломоносов С.М., 2012. Перспективы внедрения современных стволопроходческих комплексов в практику подземного строительства городов. Метро и тоннели, № 1, с. 26–27.
13. Burger W., Delabbio F., Frenzel C., 2010. Accessing deep orebodies. Mining Magazine, Vol. 201, pp. 7–10.
14. Casanovas-Rubio M., Ramos G., Armengou J., 2020. Minimizing the social impact of construction work on mobility: a decision-making method. Sustainability, Vol. 12, No. 3, ID 10.3390/su12031183, https://doi.org/10.3390/su12031183.
15. Khine H.Y., Tong M.S., Chen Y.K., 2022. The first circular shaft in Asia with the use of vertical shaft sinking machine. Proceedings of the ITA-AITES World tunnel Congress, WTC 2022 and 47th General Assembly, Bella Center, Copenhagen, Danish, 2022, pp. 1–6.
16. Kwong J., Sandefur K., Nishimura J., 2017. Geotechnical engineering aspects of deep microtunneled pipeline crossings of Honolulu harbor in very soft sediments. Proceedings of the Pipelines 2017: planning and design, Phoenix, Arizona, 2017, pp. 482–493, https://doi.org/10.1061/9780784480878.044.
17. Lashgari A., Fouladgar M., Abdolreza Y.C., Skibniewski M., 2011. Using an integrated model for shaft sinking method selection. Journal of Civil Engineering and Management, Vol. 17, No. 4, pp. 569–580, https://doi.org/10.3846/13923730.2011.628687.
18. Ma Z., 2021. The engineering application of vertical sinking method (VSM). Urban Construction Theory Research, No. 25, pp. 67–68.
19. Mao D., Lu M., 2015. Water control of vertical shaft in Singapure. Proceedings of the ITA-AITES World tunnel Congress 2015, SEE tunnel – promoting tunneling in SEE Region, Dubrovnik, Croatia, 2015, pp. 488–489.
20. Mazein S., Zemelman A., Mazanik T., Tulovov R., 2018. Processes of dewatering with application of VSM-technology for complex hydrogeological conditions during subway shafts construction. Proceedings of the ITA-AITES World tunnel Congress 2018, Dubai, United Arab Emirates, 2018, pp. 2486–2489.
21. Pashkin E., Mazein S., Ryabov E., 2015. Optimization of geological researches for subway planning in Moscow. Proceedings of the ITA-AITES World tunnel Congress 2015, SEE tunnel — promoting tunneling in SEE Region, Dubrovnik, Croatia, 2015, pp. 692–693.
22. Schmah P., 2007. Vertical shaft machines. State of the art and vision. Acta Montanistica Slovaca, No. 12(1), pp. 208–216.
23. Zhou J., Liu C., Xu J., Zhang Z., Li Z., 2023. Deformation mechanism and control of in-situ assembling caisson technology in soft soil area under field measurement and numerical simulation. Materials, Vol. 16, No. 3, ID 1125, https://doi.org/10.3390/ ma16031125.
МАЗЕИН С.В.*
Московский политехнический университет, г. Москва, Россия, maz-bubn@mail.ru
Адрес: ул. Большая Семеновская, д. 38, г. Москва, 107023, Россия
ПОТАПОВА Е.В.
НИТУ «МИСиС», г. Москва, Россия, elka23sp@yandex.ru
Адрес: Ленинский пр-кт, д. 4, г. Москва, 119991, Россия