Исаков В.А., Гребенец В.И., Фуникова В.В., Бабенко В.А., Исакова Д.И.
Исаков В.А., Гребенец В.И., Фуникова В.В, Бабенко В.А., Исакова Д.И., 2020. Влияние квазистационарного температурного состояния геотехнических систем дорожных насыпей в криолитозоне на активность криогенных процессов. Инженерная геология, Том ХV, № 4, с. 54–67, https://doi.org/10.25296/1993-5056-2020-15-4-54-67.
Рассматриваются температурные и геокриологические условия активизации криогенных процессов при различных типах квазистационарного температурного состояния (КТС) дорожных насыпей и мерзлых грунтов в их основании. Всего в пределах криолитозоны выделены четыре типа КТС — устойчивый (в работе рассмотрен на примере климатических условий метеостанции
(м/с) «Амдерма»), переходный низкотемпературный (на примере климатических условий м/с «Норильск»), переходный высокотемпературный (на примере климатических условий м/с «Якутск») и неустойчивый (на примере климатических условий м/с «Чита»). Для них проведено математическое моделирование сезонных и многолетних изменений температурного поля в дорожных насыпях и их основаниях. В результате прогноза получены данные о потенциальной активности неблагоприятных криогенных процессов (термокарста, пучения, морозобойного растрескивания) и проявлении ползучести мерзлых грунтов
в условиях различных типов КТС геотехнических систем дорожных насыпей в криолитозоне. Установлено, что термокарст чаще всего проявляется в условиях неустойчивого и переходного высокотемпературного типов КТС (развивается в грунтах при относительной осадке при оттаивании более 0,2 д.ед.). Прогноз показал, что наибольшую активность криогенное пучение в тонкодисперсных грунтах насыпи будет иметь при неустойчивом и переходных типах КТС. Согласно полученным данным, морозобойное растрескивание будет активно во всех типах КТС. По результатам выполненных расчетов, ползучесть мерзлых
грунтов представляет наибольшую опасность в условиях переходного высокотемпературного типа КТС. Сделаны выводы о неоднозначности причин наиболее распространенных типов деформаций дорог в криолитозоне и необходимости учета полученных результатов при планировании инженерной защиты.
1. Брушков А.В., Ершов Э.Д., 2001. Морозное пучение пород. В кн. под ред. Э.Д. Ершова, Основы геокриологии. Часть 4.
Динамическая геокриология. Изд-во МГУ, Москва, с. 512–529.
2. Велли Ю.Я., Докучаев В.И., Федоров Н.Ф. (ред.), 1977. Справочник по строительству на вечномерзлых грунтах. Стройиздат, Ленинград.
3. Гарагуля Л.С., 2001. Классификация процессов. В кн. под ред. Э.Д. Ершова, Основы геокриологии. Часть 4. Динамическая геокриология. Изд-во МГУ, Москва, с. 471–488.
4. Гарагуля Л.С., 2001. Термокарст. В кн. под ред. Э.Д. Ершова, Основы геокриологии. Часть 4. Динамическая геокриология. Изд-во МГУ, Москва, с. 549–563.
5. Горелик Я.Б., Земеров И.В., 2020. Влияние поверхностного обводнения на температурный режим мерзлых грунтов. Вестник Тюменского государственного университета. Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика, Том 6, № 1(21), с. 10–40, https://doi.org/10.21684/2411-7978-2020-6-1-10-40.
6. Достовалов Б.Н., Кудрявцев В.А., 1967. Общее мерзлотоведение. Изд-во Московского университета, Москва.
7. Исаков В.А., 2014. Прогноз температурного режима грунтов насыпи и естественного основания земляного полотна в различных регионах криолитозоны. Инженерная геология, № 4, с. 56–63.
8. Исаков В.А., 2015. Температурный режим в основании дорог на вечной мерзлоте. Вестник Московского университета. Серия 5. География, № 3, с. 25–34.
9. Исаков В.А., Наумов М.С., Телков Ф.С., 2013. Обследование грунтов основания на направлении Улак — Эльга. Путь и путевое хозяйство, № 4, с. 28–31.
10. Казаринов А.Е., 2017. Обобщение результатов измерения прочности дорожных одежд на сети дорог южных районов
Хабаровского края. Дальний Восток. Автомобильные дороги и безопасность движения, Международный сборник научных трудов, Хабаровск, 2017, с. 73–77.
11. Кондратьев В.Г., 2008. Вековая, но не вечная же проблема железных дорог на вечной мерзлоте. Транспорт Российской Федерации, № 3–4, с. 16–17.
12. Кондратьев В.Г., Кондратьев С.В., 2016. Деформации автодороги «Амур» Чита — Хабаровск на участках льдистых
многолетнемерзлых грунтов: причины и пути их прекращения. Материалы Пятой конференции геокриологов России, Москва, 2016, с. 199–206.
13. Романовский Н.Н., 1977. Формирование полигонально-жильных структур. Наука, Новосибирск.
14. Скворцов О.В., Фазилова З.Т., Зайцев А.А., 2018. Укрепление земляного полотна в районах распространения
многолетнемерзлых грунтов на направлении Чум — Лабытнанги в рамках реализации проекта «Северный широтный ход». Внедрение современных конструкций и передовых технологий в путевое хозяйство, Том 12, № 12(12), с. 85–89.
15. Толманов В.А., Гребенец В.И., Исаков В.А., Керимов А.Г, 2017. Деформации дорожного полотна в сложных мерзлотных
условиях Норильского промрайона. Перспективы развития инженерных изысканий в строительстве в Российской Федерации, Материалы Тринадцатой Общероссийской конференции изыскательских организаций, Москва, 2017, с. 251–258.
16. Хрусталев Л.Н., 2019. Инновационные строительные технологии и конструкции в области распространения многолетнемерзлых грунтов. РУСАЙНС, Москва.
17. Чеверев В.Г., Бурнаев Р.С., Гагарин В.Е., Сафронов Е.В., 2013. Влияние внешней нагрузки на степень пучинистости глинистых грунтов. Криосфера Земли, Том XVII, № 4, с. 57–62.
18. Шестернев Д.М., 2016. Линейные сооружения в криолитозоне России. Материалы Пятой конференции геокриологов России, Москва, 2016, Том 1, с. 228–235.
19. Шестернев Д.М., Литовко А.В., 2018. Комплексные исследования по выявлению деформаций на автомобильной дороге «Амур». Перспективы развития инженерных изысканий в строительстве в Российской Федерации, Материалы Четырнадцатой Общероссийской конференции изыскательских организаций, Москва, 2018, с. 304–309.
20. Dydyshko P.I., 2017. Deformation of railway subgrade upon permafrost and stabilization measures. Earth’s Cryosphere, Vol. XXI, No. 4, pp. 43–57, https://doi.org/10.21782/KZ1560-7496-2017-4(43-57).
21. Grebenets V.I., Isakov V.A., 2016. Deformation and stabilization of motor and rail roads within the Norilsk-Talnakh transportation corridor. Earth’s Cryosphere, Vol. XX, No. 2, рр. 62–68.
22. Kurz D., Fiynn D., Alfaro M., Arenson L.U., Graham J., 2020. Seasonal deformations under a road embankment on degrading permafrost in Northern Canada. Environmental Geotechnics, Vol. 7, Issue 3, pp. 163–174, https://doi.org/10.1680/jenge.17.00036.
23. Zhang A.A., Ashpiz E.S., Khrustalev L.N., Shesternev D.M., 2018. A new way for thermal stabilizationof permafrost under railway embankment. Earth’s Cryosphere, Vol. XXII, No. 3, pp. 59–62, https://doi.org/10.21782/KZ1560-7496-2018-3(67-71).
ИСАКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Инженер кафедры криолитологии и гляциологии географического
факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова, к.г.н., г. Москва, Россия
ГРЕБЕНЕЦ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Доцент кафедры криолитологии и гляциологии географического
факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова, к.г.-м.н., г. Москва, Россия